ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА АЛГОРИТМА РАЗРАБОТКИ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Предмет оценивания
|
Объект оценки
|
Длительность выполнения, место выполнения, оборудование / материалы и т.п.
(час./мин.)
|
Форма оценивания
|
Метод оценивания
|
Показатели оценки
|
Критерии оценки
|
Типовое задание
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заполнение графы «Предметы оценивания».
В первой графе вспомогательной таблицы указываются наименования предметов оценивания: общие (общекультурные) и профессиональные компетенции составляющие профессиональный (учебный) модуль.
На основе анализа связи и сопоставимости отдельных предметов оценивания целесообразно объединить их вблоки. Оценочные средства рассчитаны на комплексную проверку профессиональных и общих компетенций. Следовательно, необходимо сгруппировать профессиональные и общие компетенции между собой, ОК-10 всегда определяем ь в отдельный блок. ОК могут повторяться в блоках, но должны быть все записаны по блокам, те ОК, которые не вошли в блоки с ПК, группируются в отдельный блок.
Приведем пример такой группировки (на основании материалов ФГОС СПО):
Профессиональный модуль «Ввод и обработка цифровой информации»
-
Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.
-
Обрабатывать аудио и визуальный контент средствами звуковых, графических и видео-редакторов.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели испособов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий иитоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нестиответственность за результаты своей работы
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Заполнение графы2 «Объекты оценки».
. Выделить объект оценивания могут помочь тексты профессиональных или образовательных стандартов (пункт 4.2 Стандарт СПО), в которых дается перечисление объектов профессиональной (трудовой) деятельности.
Пример из ФГОС СПО по специальности 250405 Технология комплексной переработки древесины:
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются :
сырье ( в том числе вторичное);
химикаты и вспомогательные материалы;
теплоэнергетические ресурсы;
технологические процессы;
средства технологического оснащения ( технологическое оборудование, инструменты, технологическая оснастка);
нормативно-техническая и технологическая документация;
первичные трудовые коллективы.
Но это будет только примерная отправная точка. Как правило, объект уже как бы «заключен» в предмете.
Оценить квалификацию, составляющие ее компетенции , возможно через оценивание продуктадеятельности, процесса деятельности, продукта и процесса одновременно.
Оценивание одного и того же объекта (продукта или процесса деятельности) может дать возможность оценить одну, или сразу несколько компетенций, или все компетенции.
Процесс оценивается:
- если необходимо проверить и оценить правильность применения инструментов, оборудования,соблюдение правил техники безопасности и т.д.;
- если значим временной фактор (необходим хронометраж);
- если продукт (результаты) имеет отсроченный характер и/или оценивается сложней, чем процесс.
Продукт деятельности оценивается:
- если не важно, каким образом получен продукт, какие использованы методы (технологии);
- если сложно обеспечить процедуру наблюдения за процессом (например, выполняется умственная деятельность или он выполняется длительное время). В этом случае при необходимости оценка продукта деятельности может быть дополнена защитой (обоснованием).
Оценка продукта и процесса деятельности позволяет, в то же время, оценить и готовность к применению профессионально значимой информации в ходе выполнения процесса (изготовления продукта).
Заполнение графы 3 «Длительность выполнения, место выполнения, оборудование / материалы и т.п.»
Оценивание квалификации (компетенций) предполагает создание условий для проявления, раскрытия готовности (применять знания и умения, осуществлять необходимые действия на рабочем месте -выполнять вид трудовой деятельности в целом). Оценочное средство должно содержать требования к профессиональной ситуации, которые актуализируют необходимую информацию, умения, профессионально значимые личностные качества. В процессе выполнения задания готовность должна перейти в реальное действие, в котором проявится понимание (знание), способы деятельности (умения и опыт), мотивация к осуществлению деятельности на высоком уровне (компетенции).
Заполнение граф 4 и 5 «Форма и метод оценивания»
Форма оценивания зависит от сложности предмета оценки. Оптимальной формой процедуры оценивания квалификаций является очный (по принципу «здесь и сейчас») устный (в том числе, защита проекта или портфолио) или письменный экзамен, а также экзамен, проводимый с использованием информационных систем. При этом могут использоваться методы тестирования, демонстрационного задания, моделирования ситуации (в том числе, деловая игра), метод проектов, экспертной оценки и др.
Форма экзамена «здесь и сейчас» не всегда удобна при оценивании компетенций, которые требуют больших интеллектуальных, временных, финансовых затрат. В этом случае возможно проведение процедуры оценивания в заочной форме с использованием метода экспертной оценки предоставленных материалов (например, видеоматериалов), также может использоваться экспертная оценка портфолио документов или работ.
От выбора формы и метода оценивания зависит определение показателей и критериев оценки результата. Очевидно, что показатели и критерии для экспертной оценки портфолио или проекта будут отличаться от показателей и критериев, применяемых для оценки задания, выполненного непосредственно «здесь и сейчас».
|